Танцы с фанатами - интервью со Стивом Харрисом

После того, как несколько лет назад к группе Iron Maiden вновь присоединились вокалист и гитарист Брюс Дикинсон и Эдриан Смит, наступил их второй пик популярности. После воссоединения, в 1999 году, состоялось невиданно успешное гастрольное турне по США, а после его завершения и непродолжительного отдыха, был записан новый альбом «Brave New World», который в короткий срок стал хитом перед началом следующего гастрольного тура. После очередных мировых гастролей в 2003 году Iron Maiden записывают новый фантастический по качеству альбом «Dance of Death».

Основатель коллектива бас-гитарист Стив Мартин был и остается бессменным лидером команды и своим успехом эта американская хеви-метал группа во многом обязана именно ему. Корреспондент журнала «Rock Brigade» не мог упустить представившийся удобный момент, чтобы взять интервью у Стива Харриса по поводу нового альбома группы.

Rock Brigade (RB): В чем заключается разница межу вашим предыдущим альбомом «Brave New World» и последним «Dance of Death»?

Стив Харрис (СХ): Сразу об этом сказать довольно сложно. Все шло, как и обычно, одним словом, но альбом получился более театральным и мрачным, но вот почему так произошло, я не знаю. Кстати, театральность будет в полной мере отражена в оформлении сцены в нашем гастрольном туре. Обычно мы ничего не делаем в срочном порядке и наспех. Есть установленный срок в шесть недель на запись альбома, и мы стараемся его придерживаться. Мы не пишем свои композиции в дороге, поэтому каждый член коллектива приходит в студию со своими новыми свежими идеями, которые там и опробуются. Никогда нельзя заранее задумать «мрачный», «светлый» или «новый» альбом. Скорее всего, это произошло от того, что мы записывали в другой студии и в другом городе. Видимо в этом и источник вдохновения.

RB: То есть, вы хотите сказать, альбом «Give Me Ed» был готов уже перед отправкой турне?

СХ: Да, все композиции были готовы в ноябре 2002 года, а запись производилась в начале 2003-го. Мы гастролировали все лето, а после нашего возвращения из гастрольного тура альбом был выпущен в продажу. Во время гастролей мы побывали на многих летних рок-фестивалях, и было очень непривычно выступать, когда знаешь, что новый альбом еще не выпущен. Обычно сначала выходит новый альбом и, только после этого мы отправляемся в тур, в этот раз все получилось с точностью да наоборот. Но это стало для нас очень интересным опытом.

RB: Вы уже однажды работали при записи альбома с Кевином Ширли, каково было встретиться с ним в студии снова? Насколько отличается работа с ним и работа с Мартином Бирчем?

СХ: Студийная работа с Кевином оставила только самые приятные впечатления. То, что мы встретились второй раз, пошло только на пользу. Мы не тратили время на то, чтобы понять, чего можно ждать друг от друга, а заранее это знали. Что касается сравнения, то Кевин и Мартин во многом похожи друг на друга. Прежде всего, у них обоих отличная профессиональная подготовка и великолепное чувство юмора (смеется).

RB: С выпуском нового альбома, вы сообщили, что сокращаете количество гастролей. У вас нет опасений, что по этой причине существенно уменьшаться продажи?

СХ: Нас никогда это особенно не беспокоило (смеется). Мы гастролируем уже 25 лет по 9 месяцев в году, а сейчас мы решили количество обменять на качество. Если трезво смотреть на вещи, то моложе с каждым годом мы не становимся, лучше снизить темп. Мы дольше сможем радовать наших поклонников, если будем проводить в поездках не 9-10 месяцев, а 4-5 – дольше протянем. Да и климатические условия накладывают свой отпечаток. Летние туры гораздо легче переносятся, а зимой обычно все заболевают. Так, прошлой зимой, мы из-за этого вынуждены были перенести или отменить четыре выступления.

RB: Вы в этой поездке делали запись ваших концертов? И будете ли выпускать, как обычно, ваш концертный альбом на DVD?

СХ: Да. Мы записали много видео во время выступлений в Европе и, скорее всего, будем выпускать DVD, только монтировать мне его придется снова самому, также как в 1988 «Maiden England», затем «Maiden Donington» и снова «Rock In Rio». В последнем случае я пытался привлечь к монтажу кого-нибудь со стороны, так как хотелось попробовать, что получится, если изменить стиль монтажа, но ничего не вышло. Снова пришлось самому тянуть это ярмо (смеется). Просто кто-то должен был сделать эту работу, вот и пришлось этим заняться. Выжат я был после этого как лимон.

RB: В репертуаре Iron Maiden, запланированном на этот тур появилось 6 новых композиций. Многие ваши фанаты считают, что это слишком много, что бы вы им ответили?

СХ: Что бы заткнулись – мы не автоматы, играть одно, и тоже (смеется). Считаю, что исполнение нового материала для любого музыканта очень важно. Да и пусть посчитают, давно уже после выхода каждого нового альбома мы включаем в нашу концертную программу по шесть новых композиций, только раньше это никого не смущало. Вопрос, как минимум, непонятен.

RB: Ваши поклонники очень довольны выпущенными сборниками «Visions of the Beast» и «Eddie’s Archive». Продолжение планируется?

СХ: Таких планов пока нет. Но у меня есть встречный вопрос? Если нашим фанам так нравятся наши старые композиции, то в чем проблема? При современных-то технологиях?

RB: Стиль вашей игры на бас-гитаре, можно сказать, основа звучания Iron Maiden. Можно ли вас назвать, своего рода, бас-ритм-гитаристом?

СХ: Наверное, иногда можно. Очень часто в моем исполнении звучат аккорды, но это не делается специально. Я не задумываюсь о стиле, в котором играю и когда я сочиняю, то меня больше интересует не стиль, а то насколько написанное подходит для всей композиции. Может быть из-за этого, моя партия в группе сейчас стала менее заметной – другое время, другие песни. Сочинительство, хотя и творческий, но очень зависимый процесс.

RB: Какое время в истории Maiden для вас самое значимое и любимое?

СХ: Наши выступления с шоу «Somewhere In Time». Возможно, что это был наилучшей из созданных нами спектаклей. Впрочем, последний наш тур тоже не назовешь плохим.

RB: Где-то проходила информация, что еще до Iron Maiden вы чуть не стали профессиональным футболистом, но перевесила музыка. Сожалений по этому поводу нет?

СХ: Если бы это случилось, то моя карьера была бы уже завершена. О чем сожалеть? Занимаясь музыкой можно продолжать выступать намного дольше, мне кажется, я сделал правильный выбор. Могу заметить только одно, пока был футбол, речи о создании группы не было. Все случилось гораздо позднее.

RB: На творчество группы оказали свое влияние такие великие группы, как Deep Purple и UFO. Что вы теперь чувствуете, когда начинающие исполнители вроде Sum 41 или Arch Enemy, называют Iron Maiden своими главными учителями?

СХ: Это можно воспринимать как комплимент, это здорово, что тут еще скажешь.

RB: В ваших планах были совместные гастроли вместе с Sum 41, это произойдет?

СХ: Да, однажды такое предложение им было сделано, даже состоялись переговоры о совместных выступлениях на некоторых европейских рок-фестивалях. И у Sum было желание сделать общую программу, но что-то не сложилось и этого так и не произошло. Это было бы замечательно, мой сын их большой поклонник, ему бы это обязательно понравилось. Будет неплохо, если это когда-нибудь произойдет.

RB: В 2004 году у вас юбилей, 25 лет со дня вашего первого альбома. Как вы собираетесь отметить это событие?

СХ: Пока нет конкретных планов, но работа в этом направлении ведется и я уверен, что годовщину образования коллектива мы обязательно отметим. Пока в планах небольшой отпуск после гастрольного турне.

RB: Каких целей вы еще хотите достичь вместе с группой?

СХ: Я уверен, что наша карьера на этом не заканчивается, и еще несколько альбомов мы обязательно запишем.