Участники Iron Maiden - Эдриан Смит

Фамилия и имя: Эдриан (Адриан) Смит;
Дата рождения: 27.02.1957 г.;
Место рождения: Англия, Лондон, Ист-Энд;
Прозвище: Эйч;
Семья: женат, есть один ребенок;
Первые группы: ‘Urchin’, ‘Evil Ways’;
Любимые группы: ‘Wishbone Ash’, ‘Thin Lizzy’, ‘Black Sabbath’

Эдриан пришел в Iron Maiden в 1981 году, незадолго до того, как группа начала записывать свой знаменитый альбом ‘Killers’. Он стал членом лучшего состава группы, но уже в 1989 покинул ее, решив организовать собственное дело. Первым проектом Смита стал A.S.A.P., что расшифровывается как ‘Adrian Smith and Project’.

С ним он записал единственный свой альбом ‘Silver And Gold’, но позже появляются новые проекты: ‘The Untouchables’ и ‘Psycho Motel’. С последним ему удалось записать уже два альбома: ‘State Of Mind’ и ‘Welcome To The World’. Но все это не принесло музыканту того, о чем он мечтал, но вот судьба решила преподнести ему замечательный подарок: Эдриан встречает своего коллегу по группе Брюса Дикинсона и записывает с ним просто потрясающие альбомы ‘Accident Of Birth’ и ‘Chemical Wedding’. После этого, в 1999 оба вернулись в состав Maiden, где и пребывают до сих пор.

Краткая характеристика

Из всей группы отличается, пожалуй, самым скрытным и неразговорчивым характером. Он спокоен и независим, немного замкнут и довольно упрям. В своих интервью Эдриан с большой неохотой разговаривает о своей семье, не особо доверяя журналистам. С первого взгляда можно подумать, что Смит как будто отстранен от всех остальных участников группы, но это вовсе не так. Он не просто является главным автором песен, но и посвящает группе нисколько не меньше времени, чем другие ее гитаристы: Яник и Дейв. Талант Эдриана можно рассмотреть на примере таких композиций, как ‘Wasted Years’, ‘Sea Of Madness и Moonchild’, ‘Stranger In A Strange Land’, ‘Total Eclipse’, ‘Can I Play With Madness’, ‘22 Acacia Avenue’ и ‘The Evil That Men Do’, ‘The Prisoner’, ‘Flight Of Icarus’ и ‘Two Minutes To Midnight’. Его сдвоенное соло с Мюреем, которое можно услышать на альбомах 80-х годов – это именно то, что делает музыку этой группы столь оригинальной и техничной.

Детство

Будущий гитарист родился в Лондоне, районе Ист-Сайд, в феврале 1957 г. Его отец работал художником и декоратором. Эдриан стал третьим ребенком в семье, отличавшейся своей религиозностью и трудолюбием. Родители делали все, чтобы дать своим детям нормальное с их точки зрения будущее, а религиозное воспитание стало причиной формирования у Эдриана довольно мягкого и покладистого характера. Уже в самом юном возрасте будущий гитарист увлекался музыкой, заслушивая до дыр пластинку Битлз, которую однажды купил в комиссионном магазине, еще, будучи тринадцатилетним мальчиком.

Начало карьеры

Первой купленной Heavy Metal пластинкой стал альбом группы ‘Deep Purple’ под названием ‘Machine Head’. Именно она, по словам самого музыканта, является переворотным моментом в его жизни. Несмотря на явное неудовольствие родителей, Эдриан бросает школу и начинает свою карьеру на сцене. Ее началом стала работа вокалиста в группе Д.Мюррея, которая называлась ‘Evil Ways’. Осваивая параллельно гитару, Смит меняет раз за разом совершенно далекие от его карьеры специальности: сварщик-стажер, молочник и даже подмастерье при краснодеревщике.

Urchin

Группа Urchin подписала свой контракт с DJM еще задолго до того, как тоже самое сделали Maiden, обратившись в EMI. А Смит впервые подписывал свой контракт, будучи в возрасте девятнадцати лет, не думая ни о чем, кроме того, как подписать его как можно быстрее. Свой аванс в пять тысяч фунтов участники группы мигом потратили на аппаратуру мощностью в полторы тысячи ватт и большой автобус, который предназначался для перевозки музыкантов и их приятелей-техников.

Группа отыграла примерно сто концертов за год и уже в 1978 выпустила первый сингл ‘Black Leather Fantasy’, который получил несколько хороших отзывов в ‘Sounds’ и ‘Melody Maker’. Правда продавался он далеко не так хорошо, как все рассчитывали, и группа все же распалась. Произошло это событие в 1980 году, и Эдриан был вынужден сменить коллектив, присоединившись к ‘Broadway Brats’, которые играли глэм-рок. Правда, это был далеко не предел его мечтаний.

Iron Maiden

В эту группу Смит мог бы попасть еще в 1978, его звали. Но желание покорять концертные подмостки вместе с Urchin пересилило. Жаль, что все закончилось печально. Группа, не имеющая нормальных менеджеров и грамотных продюсеров, была обречена.

Пробные концерты Maiden, в которых принимал участие Эдриан, было решено провести в ‘Marquee’, а уже в конце 1980, а именно 21 декабря, он прошел суровое крещение в ‘Rainbow Theatre’. Этот концерт был даже запечатлен на пленке, и позже стал материалом для небольшого получасового фильма, который записали на видеокассету.

Killers

Этот альбом, по сути, не отличается новыми композициями. Он стал вторым студийным альбомом группы, который добавил новое, более профессиональное звучание уже известным произведениям. Более талантливый, чем его предшественники, Смит привнес в старые мелодии мягкость и непередаваемую мелодичность.

The number of the beast

Написанная Смитом еще в восемнадцатилетнем возрасте композиция ‘22 Acacia Avenue’ была окончательно проработана лишь спустя некоторое время, уже в группе Urchin. Правда, в конечном итоге ей суждено было стать песней Iron Maiden. И хотя ее уже исполняли когда-то на одном из концертов Urchin, теперь она зазвучала совсем по-другому. О том, как эта песня обрела вторую жизнь, есть интересная история. Оказывается, Стив Харрис был на том самом концерте Urchin, а уже позже вспомнил песню и попросил Смита переписать ее для новой группы.

Somewhere in time

Эдриан всегда хотел написать свой альбом, но все как-то не получалось. Вдобавок, главная роль в создании новых композиций обычно принадлежала Харрису, и Эдриан предпочитал не вмешиваться. Такой шанс выпал ему как раз после изматывающих гастролей, в 1985, в то время группа продвигала свой новый альбом ‘Powerslave’. Харрис как-то выдохся и Смит, вдохновляемый потрясающим энтузиазмом Дикинсона, решил встать на его место. Причем в духе всех рок-музыкантов Эдриан не разорялся по мелочам, а сразу писал демо, которые после выносил на суд своих коллег. Например, идея песни ‘Wasted Years’ пришла к нему неожиданно, в процессе простого баловства с синтезатором.

На вышеупомянутом альбоме есть целых три произведения, которые целиком и полностью вышли из под пера Смита. Это ‘Wasted Years’, ‘Stranger in a Strange Land’ и ‘Sea of Madness’. Общее настроение альбома отдает некой загадкой и таинственностью, а звучание сильно отличается от того, к чему привыкли поклонники Iron Maiden. Конечно, в этом заслуга Эдриана. Кстати, название одной из своих композиций, а именно ‘Stranger in a Strange Land’, он взял из произведения Р. Хайнлайна, который своим творчеством повлиял на многих музыкантов из 60-х.

Сольные проекты

Первым сольным проектом Эдриана является группа A.S.A.P, которая сочетала в себе несколько стилей: АОР, рокабилли и хард-рок. В 1989 году ему даже пришлось уволиться из Maiden и посвятить себя записи нового альбома своей группы и гастролям. Но продажи не пошли, и A.S.A.P распались. Эдриан начинал другие, но все они потерпели неудачу. Самой известной считается группа ‘Psycho Motel’, но и она не принесла Эдриану славы. После распада очередного проекта Смит оказался в группе своего бывшего коллеги - Дикинсона.

Гитары и аппаратура

Знаменитый гитарист Maiden играет на струнах по принципу: тяжелый низ, легкий верх. Толщина его струн при этом: ми – 9, си – 11, соль – 16, ре – 24, ля – 36 и ми – 46. Музыкант предпочитает электрогитары от ‘Fender Stratocaster’, хотя был замечен с гитарами и других производителей: ‘Gibson Les Paul’, ‘Lado Guitars’, ‘Jackson’, ‘Ibanez Roadstar’ и ‘Destroyer’. Например, на записи видео к песне ‘Aces high’, он играл на инструменте от ‘Lado Earth’, причем перламутровые вставки на ее грифе создавались по его индивидуальному заказу, а после остались на производстве как ‘Adrian Smith inlays’. К слову, в вышеупомянутом клипе можно заметить и бас гитару этой же фирмы, которая была сделана по индивидуальному заказу Харриса. На бонусном диске, который шел вместе с альбомом 2006г. ‘A Matter of Life and Death’, Эдриан рассказывает о том, что его первой гитарой, купленной в возрасте семнадцати лет, стала ‘Gibson Les Paul Goldtop’, и стоила она тогда 235 фунтов. Это не так уж и дешево, чтобы ее купить, музыканту пришлось проработать на стройке в течение всего лета. Кто бы знал тогда, что позже, в 2008, его имя будет использовано в ‘Jackson’ для названия серии гитар ‘Jackson Adrian Smith San Dimas DK’.

Брюс Дикинсон об Эдриане Смите

Моя встреча с Эдрианом произошла в то время, когда я уже был членом ‘Samson’, а он только начинал свою карьеру в Iron Maiden. Мы тогда работали в разных студиях, наша группа записывала второй альбом, а они работали над ‘Killers’. И хотя он считался еще совсем новичком, меня сильно впечатлил стиль его игры. Вот это и был, самый что ни на есть, стопроцентный рок-н-ролл. Эдриант отличался худобой, бледностью и воинственностью – в общем, был крут!

Он довольно простой и приятный в общении парень и обладает довольно необычным чувством юмора. Еще в то время, когда мы самостоятельно перед концертом настраивали аппаратуру, мы не могли без Эдриана, поскольку в этом деле его можно смело назвать самым настоящим перфекционистом. Его не тяготило долго и кропотливо заниматься различными мелочами, он даже любил это, и такая черта, безусловно, является прекрасным качеством характера.

В нашем мире, где слишком много совершенно безликих и никому не нужных гитаристов, которые просто закончили свои учебные учреждения, не получив ничего и оставаясь совершенно типичными и похожими друг на друга, Эдриан приобрел свой индивидуальный почерк, звук и стиль. Нет никого, кто был бы на него похож - и это просто замечательно. Стиль его игры можно охарактеризовать как немножко ленивый, поэтому создается ощущение, будто ноты льются одна за другой, хотя это и не так. В самом же деле вы с жадностью ждете каждую ноту, которая будет им извлечена из своей гитары, поскольку до конца вы так и не уверены, какой именно аккорд он возьмет в следующий миг.

Смит очень спортивен и атлетичен. Он также хорошо, как и на гитаре, играет в футбол и теннис. В ходе футбольной игры, когда ему передают мяч, кажется, что сейчас он не отдаст пас, а поведет его сам, но тут Эйч отдает все-таки мяч. Он всегда в одном ритме, и на футбольном поле, и на сцене.

Когда Смит ушел из группы в 1990, я считаю, что многим было не по себе, все были крайне удивлены, его действительно не хватало ни нам самим, ни его поклонникам. Я думаю, что не мог наслаждаться работой в группе тогда, когда его не было. Было трудно привыкнуть к той мысли, что наша группа без него кажется неполной. И вот, на сегодняшний день у нас уже три гитариста.

На мой взгляд, ‘Paschendale’ стала, возможно, самой лучшей песней, которая была когда-либо написана им для группы. В ходе нашей совместной работы над альбомом ‘Dance Of Death’ я стал замечать, что сочиняя песню, он работал над большим количеством разнообразных книг о войне, в частности это были книги Зигфрида Сазуна. Всего лишь несколько минут этой потрясающей по своей силе музыки заставляют нас по-настоящему погрузиться во весь ужас войны.

На мой взгляд, философия жизни Смита заключается в одной из сказанной им когда-то фраз. Она прозвучала в нашем разговоре на какой-то очередной веселой вечеринке. Тогда он повернулся и произнес слова о том, что главная цель его существования – это просто возможность немного поиграть на гитаре и попеть. Он просто счастлив, занимаясь только этим, и это главное, что есть в его жизни. Все предельно ясно и просто и все, к чему он прикасается, получается на редкость очень хорошо, особенно это касается его игры на гитаре.

Эдриан Смит о причинах ухода из группы в 1989 году и возвращении

«Тогда я был несколько подавлен. Я вырос в этой группе, но настал тот день, когда мне показалось, что мой творческий рост просто прекратился. Чтобы добиться успеха, каждый участник должен проявлять энтузиазм не менее, чем на все 110%. Мне просто надо было немного отдохнуть. На тот момент у меня была еще совсем молодая семья, и я, естественно, стремился проводить с ними большую часть своего времени. До этого я колесил по дорогам много лет и был просто выжат до последней капли. Я по-прежнему считаю фантастикой то, что вернулся в группу. Это здорово – получить еще один шанс. Когда ты взрослеешь, то начинаешь смотреть на многие вещи по-другому и начинаешь ценить такие возможности еще больше».

Эдриан Смит о музыке и о будущем группы

«Я не думаю, что Heavy Metal или рок могут умереть. Страсть и энергия, которую привносит такая музыка, проявляются сегодня совершенно так же, как и в прежние времена. Но существует другой вопрос – сможет ли такая музыка вновь завоевать популярность, станет ли она тем самым мэйнстримом, как в давно прошедшие 80-е? Фактом остается лишь то, что року всегда гарантировано свое, пускай и небольшое, число поклонников. Что же до нас, то здесь сложно строить прогнозы. Но если не принимать во внимание факторы внешней среды, то мы постараемся и сделаем все, что только можно сделать для продолжения нашей миссии.

Вы спросите, какое значение имеют для нас деньги? Ха, естественно, я не смогу сказать, что никакого. Это одна из главных реалий нашей жизни и никуда от них не денешься. Музыка – это наша кормилица, и это замечательно. Но если у вас нет интереса к ней, то деньги уже не спасут. Особенно, это актуально для того времени, когда все только начиналось. Музыка всегда остается на самом высоком месте, так было раньше, так и есть сейчас.

Iron Maiden можно с уверенностью отнести к последним настоящим группам в стиле Heavy Metal, ведь мы на протяжении всего пути старались быть уникальными и никогда не стремились следовать моде. Один тот факт, что группа существует на протяжении такого значительного времени, уже сам по себе говорит о многом».