Отчет о концерте в Лиссабоне, 9 июля 2003 года

До начала концерта оставалось всего три часа, и надо было поторопиться. С выбором одежды решил особо не заморачиваться, оделся так, как одеваюсь обычно – простенькие джинсы, удобные кроссовки, классическая черная футболка. В сумку сунул пачку сигарет, бутылку холодного пива и деньги. Все, можно выдвигаться.

В метро на Campo Grande среди серой безликой массы людей мой разум выхватывает «своих». Их выдавали черные майки и отрешенное выражение лица – классический прикид металлистов. По мере приближения к Oriente, конечной цели нашего путешествия, становилось все больше персон в черных футболках. На многих майках обозналось, к какой касте принадлежат их владельцы. Вообще я заметил, что любителей рока от остальных людей отличает именно обилие черного цвета. Притом, что всякие там металлические заклепки, хайеры и другие подобные аксессуары давно уже канули в лету. Остался лишь черный цвет. Но были и совсем неприметные фаны – давно заприметил в углу электрички пожилого степенного человека в клетчатой рубашке и очках, теребящего нервными пальцами заветный билетик. Прикольно. А тем временем поезд набирал ход, и все разговоры вскоре завертелись вокруг предстоящего праздника (большинство пассажиров в нашем вагоне принадлежали к нашей коалиции). С каждой остановкой сладко замирало сердце – уже вот-вот и будет наша станция. Кое-кто уже начал тихонько насвистывать мелодию «The Number of the Beast». Не выдержав, я откупорил бутылку с пивом и осушил ее одним глотком.

Вот и приехали. Давка несусветная! Везде царит ажиотаж, толпятся продавцы «мэйденовской» атрибутики, вся площадь усеяна одноразовыми стаканчиками из-под пива, отовсюду слышался звон разбивающихся пивных бутылок, словом был настоящий хаос. А то ли еще будет! Это была настоящая атмосфера грядущего концерта. Из зала уже доносились звуки грохочущей музыки – это вступил в силу разогрев. На улице уже собралась огромная толпа, в зал устремились две длиннющие очереди людей – одна на верхние ярусы, другая на поле. Среди присутствующих молодежи было мало, основной контингент – лет за тридцать. Хотя юниоры тоже присутствовали и это радовало. У некоторых в руках хайеры, некоторые похожи на Marylin Manson, но в целом компания была очень разношерстная. Многие приобретали майки у местных продавцов и тут же их надевали. Приехала группа каких-то байкеров с Faro, что в 400 км от Лиссабона. Все были на мотоциклах, в коже с ног до головы, и у каждого на спине красуется эмблема Moto Club Faro. Колоритные персонажи, что и говорить.

Пока стоял в очереди, читал рекламный буклет. Ух ты! В сентябре Iron Maiden выпустят новый диск «Dance of Death». Видимо, этот тур является своеобразной рекламой будущего CD. А после выхода альбома ребята снова уедут в турне. А еще был выпущен двойной DVD «Vision of the Beast», куда вошли все видеозаписи Мэйден с 1980-й по 2000-й год.

Так, пора занимать свое место. В полумраке пытаюсь разыскать свой ряд. А народ все пребывает. Грохочет музыка. На разогреве группа Stray. А что, играют вполне прилично, рок в стиле 80-90-х годов. Я их раньше никогда не слышал, поэтому еще не разобрал, нравятся они мне или нет.

Я начинаю делать титанические усилия, чтобы пробраться поближе к сцене, а народ не больно-то расступается. По толпе блуждают те самые пресловутые одноразовые стаканчики с пивом, фаны курили и запивали пивным хмелем сигаретный дым. Кое-кто уже начал колбаситься под музыку Stray. Я упорно продолжаю двигаться вперед, но в какой-то момент передо мной выросла совершенно непроходимая стена из человеческих тел – дальне не пройти. Но в принципе и отсюда было видно неплохо, почти по центру.

Зал уже стоял на ушах, голова гудела не столько от громкой музыки, сколько от оглушительных криков. Под ногами хрустели тысячи раздавленных стаканчиков, вдобавок хлюпало разлитое кем-то пиво, а музыканты, тем временем, выдали кавер-версию Хэндрикса «Voodoo Child», импровизируя и выделываясь. Наконец они закончили, и толпа бурно зааплодировала. Я воспользовался перерывом, чтобы закурить и осмотреться. Техники занимаются подготовкой сцены перед следующим выступлением. Ребята в футболках Deep Purple и Led Zeppelin бесятся и запрыгивают на плечи своим приятелям. «Мэйден! Мэйде-е-ен!!!» - слышны крики. То тут, то там замаячили британские флаги. Ожидание показалось ужасающе долгим. Вот, наконец, тухнет свет. Наступила относительная тишина. Зазвучало вступление к «The Number of the Beast» и зал словно взорвался!

Луч прожектора выхватил из темноты лицо Брюса – он показывал на табло, где уже красовались пресловутые три шестерки. Тысячи голосов подхватили знакомые слова, предваряющие песню. Вспыхнул свет, и началось нешуточное испытание для ушей. Брюс выскочил вперед, и толпа всколыхнулась, поднялись вверх тысячи «коз», зрители принялись штурмовать сцену. Через минуту музыкантов уже не было видно, в поле зрения попадали только лес поднятых рук и масса из человеческих тел. Я с трудом удерживался на ногах и уже ничего не соображал в этом хаосе зашкаливающих человеческих эмоций. Мощный звук был почти материальным, я всем телом ощущал его вибрацию. Сердце билось в груди, как птица в клетке. Разума уже не было, были лишь одни инстинкты.

Я пришел в себя, когда в меня буквально влетело чье-то тело. Я не был готов к такой атаке и растянулся на полу, увлекая за собой еще человек 20. Когда я очухался, то заметил впереди группку из пяти-шести человек, которые поснимали футболки и просто-напросто бесились, не замечая никого вокруг. Может обкурились, или просто в сильном угаре. Факт тот, что они швыряли друг друга, словно куклы, и тот, кто попадал в их круг, тут же вылетал оттуда вверх тормашками. Здоровые бритоголовые бугаи, скинхеды, не иначе. Было такое ощущение, будто они исполняют какой-то диковинный танец. Периодически двое из них приседали, а третий забирался к ним на руки, и те его подбрасывали метра на три, наверно. Вот придурки! Представляю, каково было тем, на кого этот тип приземлялся. Уроды недобитые. В результате их действий впереди образовалось небольшое пространство и стало отлично видно сцену. Во все глаза я пялился на музыкантов. Я полагал, что они должны были постареть, но не увидел у них и признаков морщин! Пожалуй, один только Мюррей чуть-чуть сдал. Но и он пребывал в отличной форме для своих лет. А остальные нисколько не изменились со времен 80-х. Классика, что и говорить. Брюс нацепил на себя камуфляж.

«Мы приветствуем Лиссабон! The Tro-o-o-per!!!» - Заголосил Дикинсон. Певец откуда-то достал британский флаг, весь в дырах. На заднем плане сменилась очередная картинка. Скинхеды ломанулись вперед, к сцене. Харрис разошелся не на шутку – было видно, что от концерта он получает не меньшее удовольствие, чем публика. Что он только не выделывал на сцене! Носился туда-сюда, как угорелый, все песни пел наравне с Брюсом. А в зале продолжается безумство. Среди поднятых рук уже вижу чьи-то ноги.

Далее «Hallowed be thy name», светлячки зажигалок, рассыпанные по залу. «Revelation» поют абсолютно все. Затем «22 Acation Avenue» - я ухожу в прострацию. «The Clansman». Толпа дружно голосит: «Freedom, freedom!!!». Мюррей и Янек выдают на своих гитарах что-то невообразимое. Публика безумствует. Вдруг неожиданно гаснет свет, только Дикинсон остается в луче прожектора. Концерт прерван. Брюс понял, что они недооценили темперамент португальцев. Певец обращается к публике с короткой речью (в основном отборнейшая брань). Говорил что-то вроде: «Что это за дерьмо?? Концерт должен рождать положительные эмоции, а не дерьмо, вы понимаете, о чем я?» И все в таком духе. Он прошелся по сцене, посылая в зал свирепые взгляды. «Ок, никто не пострадал? Тогда мы продолжаем!».

Снова зажегся свет, и концерт был продолжен. Но португальцы неисправимы. В рядах опять творится что-то невообразимое. Далее на очереди «The Wicker Man». Под конец композиции из-за барабанов показался Нико. А этот малый совсем не изменился! Эксцентричным движением он швырнул в толпу барабанные палочки и снова спрятался за стойку.

«Wildess Dream» - песня из нового альбома. «Run To The Hills». Гул голосов подхватывает песню. Во время исполнения «Brave New World» я уже окончательно охрип и мог только тихонько подпевать. «Heaven Can Wait». Собираю остатки сил и выжимаю что-то нечленораздельное. «Fear of the Dark». На сцену выползает Эдди в костюме английского монарха. Игра Нико просто великолепна! В профессионализме с ним мало кто может тягаться. «Живой» качественный звук. Ну и наконец, финальная «Iron Maiden». Над сценой повисла огромная голова Эдди, из которой клубами валит черный дым. Затем черепная коробка открылась, и появились мозги.

На бис были исполнены «2 minutes to midnight» и «Bring your Daughter». Зрители безумствуют. Вот уже Iron Maiden прощаются с публикой традиционным «Good night Lisbo-o-o-n!!!». Со сцены в зал летят последние подарки от музыкантов. Тем временем гаснет свет. Пора расходиться. Но фаны не спешат покидать место сборища. Кто-то достал сигареты, кто-то допивал остатки пива. Некоторые разглядывали сувениры, прилетевшие со сцены. Люди продолжали слоняться туда-сюда, в надежде еще что-то увидеть. Кое-кто уже отправился в соседние бары пополнить запасы пива, отовсюду слышались голоса, распивающие песни. Когда зал опустел, стали заметны горы мусора то тут, то там, везде валялись пустые пивные бутылки, окурки, пластиковые стаканчики. Я тоже удаляюсь, не забыв по пути купить стакан пива.

« »