Отчет о концерте в Денвере, 20 августа 2003 года

Среда, 20 августа. Стрелки часов показывают три часа – время, когда под полуденным солнцем в Колорадо можно поджарить яичницу. А этот день выдался, как назло, на редкость жарким и солнечным.

Я решил выехать заранее, пока свободны парковочные места. В три часа я уже был на месте. В пять – открытие. Пока ехал, видел указатели на парковочные места. Мое внимание привлек знак «best parking». Я подъехал к указанному месту и увидел внушительного размера гараж. Меня смутило то, что рядом с открытым шлагбаумом никого не было. Я был в замешательстве и не знал, как поступить. Оставить машину на платной стоянке и не заплатить было чревато последствиями. Однако выбора не было. Припарковавшись, я направился к воротам Fiddlers Green. Оказывается, там перед входом тоже располагалась парковка, на которой уже стояло приличное количество автомобилей, битков набитых ребятами в майках Motorhead, Dio и Iron Maiden. В автосалонах оглушительно грохотала музыка (в основном ранний репертуар Мэйден). В ожидании народ прохлаждался ледяным пивом из кулеров.

Недолго думая, я поплелся за своей машиной, так как мне совсем не улыбалось два часа бродить под палящим солнцем, гораздо лучше было ожидать в кондиционированном воздухе своего автомобиля. В итоге мне досталось самое козырное место прямо перед входом. Припарковавшись и включив кондёр на полную мощность, я позволил себе немного расслабиться. В таких условиях два часа ожидания не покажутся такими уж долгими. Из магнитофона полились знакомые мелодии Rock In Rio. Однако я недолго наслаждался покоем – минут через пятнадцать ко мне подошли охранники. Оказалось, что это не только самая лучшая парковка, это VIP. Но поскольку я был уже припаркован, блюстители порядка получили по пятнадцать с носа и оставили нас в покое.

Время пролетело незаметно. Вот уже народ стал заходить внутрь. Я, в свою очередь, тоже двинулся за остальными, не забыв прихватить с собой видеокамеру. На входе уже собралась приличная толпа. Неожиданно меня окликнули. Обернувшись, я увидел еще одного блюстителя порядка, спешащего ко мне со словами: «Простите, сэр, но вам придется оставить свою камеру снаружи. Дело в том, что такая камера, как у вас (Canon EOS 10D) рассматривается как профессиональное оборудование. Если у вас есть непрофессиональная камера, вы можете ее взять». Другой камеры у меня, конечно, не было, так что пришлось отказаться от видео- и фото-сессий. А жаль! Очень хотелось наделать снимков. Но ничего не поделаешь, пришлось подчиниться.

Через checkpoint прошел без всяких проблем, только предъявив свой билет. Внутри фаны запасались пивом, а на малой сцене зажигали какие-то пацаны. В целом звучало неплохо, но я не любитель такой музыки. Следуя примеру большинства, я тоже затарился пивком. Сделав добрый глоток этой волшебной жидкости, я обратил внимание на большущий плакат, который гласил: «Be dedicated driver. Don`t drink and drive». Что ж, в этом что-то есть. О, кажется, открылись двери в сам зал. Наконец-то, а то я уже стал сомневаться, попаду ли вообще на сегодняшний концерт. Вмести со всеми я пробираюсь внутрь, на свое место в третьем ряду в центре. Оказалось, место мне досталось просто роскошное – в трех шагах от сцены. Усевшись, я принялся изучать обстановку. На сцене увидел аппаратуру Motorhead, чуть в отдалении инструменты Dio, а еще чуть дальше вещицы Iron Maiden. Последних двух групп аппаратура была завешана тканью. У Мэйден атрибутов на порядок больше, чем у Dio и Motorhead вместе взятых. Взглянув вверх, я увидел светила «Железной Девы». Реклама трех турне – World Slavery Tour, Seven Tour of the Seven Tour и Real Live Tour. Их окаймляют лампочки прожекторов.

Вот на сцене появляется дядька Lemmy и объявляет: «We are Motorhead and we are playing rock’n’roll!». Это было подобно взрыву мозга, когда кажется, что он разлетелся на тысячу кусочков, а бедные барабанные перепонки развеваются, как паруса в ураган. Конечно, мне уже приходилось бывать на подобных мероприятиях, но черт возьми, кто бы мог подумать, что разница в 30-40 рядов будет такой колоссальной. Оглянувшись по сторонам, я почувствовал себя в еще более нелепом положении – все вокруг достали припасенные заранее беруши. Они были у всех, кроме меня. Это надо же, мне и голову не пришло их купить. Исходя теперь из моего горького опыта, могу резюмировать – ЕСЛИ СОБИРАЕШЬСЯ ПОЙТИ НА РОК-КОНЦЕРТ, КИНЬ В КАРМАН БЕРУШИ. На тот случай, если ваши места окажутся в непосредственной близости от места действия. В общем, кое-как отслушал первую композицию, пытаясь приспособиться к шуму.

Lemmy пообщался со зрителями, спросил как наши дела, как настроение. Еще поинтересовался, достаточная ли громкость. Какой-то придурок выкрикнул, что недостаточная (убил бы на месте!). Музыкант отреагировал, как и следовало – добавил звук (чтоб его). После прибавки звука я уже ничего не слышал и ничего не соображал, из динамиков лилась одна какофония. Слов было совершенно не разобрать, а сердце «забыло» свой собственный ритм и глухо билось о ребра в такт басам. Хорошо еще, что у Motorhead программа оказалась достаточно короткой. В наступившем перерыве я решил поискать эти самые беруши. Конечно, в продаже их не оказалось, что впрочем, неудивительно. Зато в изобилии были майки Мэйден, Motorhead и Dio по 35 баксов за штуку. Ну что ж, придется проявить изобретательность и самому сконструировать затычки для ушей.

С минуту я чесал в затылке, а потом меня осенило – жвачка! Но вскоре меня постигло разочарование – жевательных резинок в продаже так же не было. Зато в воздухе витает запах хот-догов и пива… Стоп! Хот-доги! Ну конечно! Никто ведь не станет торговать ими, не имея под рукой салфеток! И я устремился туда, откуда шел аппетитный запах, и толпились люди. Дойдя до ларька, я «свистнул» со столика пару салфеток и ринулся в туалет. Народ стал на меня оглядываться, но мне было все равно. Намочив кончик спасительной салфетки, я оторвал кусочек, скатал в шарик и сунул в ухо. Какое блаженство! Мой слух был спасен. Весь гул сразу стал на несколько тонов ниже. Успокоившись, я вернулся на свое место. Теперь я был готов познакомиться с Dio.

Должен признаться, что я слышал Dio только в тридцатиминутном ролике, которым была дописана видеокассета с Live In Donington. Помню, я тогда его музыкой не проникся и Дио был напрочь забыт. Но никогда не поздно снова начать, что я и собирался сделать. Надеюсь, сейчас впечатления будут другими. Начало было с «Killing the Dragon». Мои беруши прекрасно защищали от излишнего шума, я очень радовался своей выдумке. Однако куда же пропали все высокие частоты? Неполадки со звуком, или так действуют мои затычки? Я слышал только ударные инструменты и басы (видимо из-за того, что низкочастотные звуки воспринимаются не ушами). Даже голоса не было слышно. Я решил попробовать затычки из сухой бумаги. Так. Уже намного лучше. Нет, все равно не то. Качество звука оставляет желать лучшего. Бас-гитара доминирует. Но лучшего я придумать не мог, пришлось довольствоваться тем, что есть. Все же это лучше, чем оглохнуть по окончанию концерта.

Я пришел к выводу, что Дио мне не нравится. Впереди основная часть программы – Iron Maiden. Часы показывают 30 минут девятого. На сцене началась возня – убирают аппаратуру Дио, регулируют подсветку, меняют декорации. Вот-вот должны начать. В зале напряжение зашкаливает, в горле пересохло от волнения, сердце готово вырваться из груди. Вот уже гаснет свет. Глаза уже давно привыкли к темноте, и все было отлично видно. Не отрываясь, я смотрел на сцену. Аппаратура пряталась за декорациями с изображением Eddie в различных ракурсах. На заднем плане разворачивается баннер с надписью «Number Of The Beast» и загораются зловещие три шестерки. Одновременно – «Woe to you, oh earth and sea…».

Как завороженный я пялился на музыкантов. Вокруг меня у всех были такие же отвисшие челюсти. Момент всеобщего транса был недолгим, «For the devil send the beast with wrath» был встречен оглушительным воплем. Тысячи глоток готовы были разорваться – наверно именно так восторженно кричали наши предки, когда им удавалось завалить мамонта. К «Let him who hath understanding» наконец удается совладать с нахлынувшими эмоциями. Некоторые уже начинают во все горло орать знакомый мотив, поддерживая музыкантов. Вскоре артистов уже не было слышно за тысячами голосами подпевал.

Должен отметить, что все было немного не так, как я себе представлял. Я впервые видел их «живьем». Мне казалось, что я смотрю Rock In Rio на большом экране, настолько все было знакомым и привычным. Отличие было только в том, что не слышно голоса Дикинсона, вернее, слышны только его высокие ноты, все остальное – это зал. Я тоже пел вместе со всеми. Когда не слышишь звуков собственного голоса, это весьма странное ощущение. Я буквально кричу, но вряд ли меня услышит даже мой сосед. Изо всех сил напрягая связки, выжимаю из себя последнюю строчку куплета. Все… Горло горит, голова идет кругом. Традиционное приветствие:
- How are you, Denver?
- Fine!
- Huh? Is anybody here?
- Fine!!!
- Anybody still out there?
- FINE!!!!

На самом деле по степени усилий ответы звучали одинаково – на пределе человеческих возможностей. Но нужно же было подзадорить народ. Далее «The Trooper» (снова как в телевизоре). Видимо Мэйден слишком боятся отступить от своих традиций и спеть хоть чуточку по-другому. Все знали, что произойдет в следующий момент. Что ж, в этом есть даже что-то забавное. Зал по-прежнему орет куплеты, по крайней мере, возле меня. Это было вполне понятным, ведь в эту часть зала билеты можно было купить только через сайт ironmaiden.com, так что большинство присутствующих возле сцены людей были закоренелыми фанатами. Было приятно, что в зале не было видно случайно попавших личностей, которые мало что смыслят в музыке. Поэтому атмосфера концерта была просто классной. Хотя позже эти людишки все же сумели просочиться. Как только закончился «Trooper», какой-то мудак швырнул в Стива пустую бутылку. В ответ на это Брюс предложил: «Если у вас завалялась пустая бутылка, вы можете метнуть ее в соседа, а мы со сцены посмеемся». Эта фраза была произнесена вперемешку с ненормативной лексикой. Затем концерт был продолжен.

«Die with your boots on» на концертах не исполняли, наверно, сот лет. Прикольная песенка. «Revelations». Затем «Hallowed be thy name» – моя любимая вещь. Вспомнилось, как я критиковал Брюса за некачественное, по моему мнению, исполнение этой песни на Live After Death. Решил переплюнуть его в долготе и высоте нот. Как бы ни так. Возможно, я был одним из немногих зрителей, кто еще в состоянии был тянуть ноты, но с Дикинсоном я рядом не стоял. Когда у меня уже перехватывало дыхание, он тянул в два раза дольше. Да, легкие у него что надо. И, похоже, с годами становятся все сильней.

Далее «Wildest dreams». Честно говоря, когда слышал эту вещь в записи, был не в восторге. На деле же оказалось гораздо лучше. Очень зажигательная песня.

«Wicker Man». Это, очевидно, из позднего. Нет, все-таки поздний репертуар Maiden мне гораздо больше по вкусу. «Wicker…» была встречена большими овациями, чем даже «The Trooper». Это радует. Далее «Clansman». Брюс толкает вступительную речь. Вежливо интересуется у зала, знает ли кто-то, что представляет собой Шотландия. – Знаем! А знаете ли вы, кто такой Мел Гибсон? – Да!! А Вильям Уоллес? – Знаем! Это хорошо, что знаете. Но следующая песня будет не о Гибсоне, и не о кинофильме. Это история о Вильяме Уоллесе и войне Шотландии с Англией. …Fre-e-edom! Fre-e-edom!!! Под конец я уже не пел, а, скорее, шептал. Бедные мои связки. Ну и фиг с ними, не каждый день удается побывать на «живых» Maiden.

Следующая «Clairvoyant», ставшая уже классикой жанра. Вступление Харриса, слепящий луч прожектора, нестройный хор голосов. Когда мне случалось смотреть видеозапись Maiden England, я всегда жалел, что не могу услышать «живое» исполнение «Clairvoyant». Теперь я был очень счастлив, слушая эту вещь, сидя в кресле концертного зала рядом с такими же ярыми поклонниками Мэйден. Вот показался завсегдатай концертов Мэйден Эдди (Edward the great). Как я рад снова видеть его славную физиономию. «Fear of the dark». Мэйден как всегда не отступают от своих традиций. Как они, к примеру, исполняли FOTD в Donington Live`92, так исполняют и теперь.

«Iron Maiden», безусловно, один из их самых ярких хитов, даже само название говорит об этом. Это классический хэви-металл. Так приятно, когда в тебя тычут пальчиком со словами «I want you». И традиционное «Thank you and good night from Iron Maiden, from Eddy and from the boys! Maiden! MAIDEN!!! MAIDE-E-EN!!!». И с каждым разом все громче. Через пару минут они снова стояли перед нами, а Брюс уже толкал речь: «Забавно получается. Уже столько лет мы прощаемся после «Iron Maiden», но каждый раз возвращаемся. И все уже ждут, что мы вернемся. А мы уже и не пытаемся уходить, просто прячемся за кулисы, чтобы перевести дыхание и снова предстать перед публикой, потому что нам еще есть, что сказать. А вы делаете вид, что реально боитесь, что мы больше не вернемся, но упорно продолжаете звать нас. Мы знаем, что вы знаете, что мы знаем… Традиция».

«2 Minutes To Midnight». Вместо вступления Брюс обратился к одному типу из пита, который был к нему ближе всех, и спросил, который час. Тот реально не въехал и тупо показал ему на часы, на что получил ответ: «No! It`s two minutes to midnight!».

«Run to the hills». Прозвучало весьма символически. Ведь события разворачиваются как раз в этой местности.

Ну, вот и все. Смолкли последние овации, наступила тишина. Боже, неужели это все? Обалдевшие до крайней степени, мы стали понемногу приходить в себя. Пора пробираться к выходу.

« »