Iron Maiden: 12 растраченных лет, «MetalHammer», 1987 г

Дэйв Линг: Стив, название твоего видеофильма "12 растраченных лет" – это отражение тех самых 12 с самого начала?

Стив Харрис: Нет, конечно, но вспоминая, то время, когда мы только начинали… Я с большой натяжкой могу считать те годы растраченными. Эти 12 лет фактически не воспринимаются до тех пор, пока глубоко не задумаешься над этим. В тот момент, когда разглядываешь наши старые фото, где мы такие молодые, тогда думаешь, неужели прошло 12 лет!

Дейв Мюррей: А для меня это «11 растраченных лет» - я присоединился к группе год спустя.

ДЛ: Предлагаю вернуться к самому первому выступлению в Стрэтфорде "Cart And Horses" в восточном Лондоне…

ДМ: В то время мы отлично развлекались в пабах и клубах. Тогда мы объявились примерно в семь часов, изрядно накачавшись пива с дружками перед этим, взяли сумку со шмотками для сцены и пошли в сортир передаваться, а там находились люди, которые справляли нужду. В принципе, сейчас все, то же самое, только мы не перевоплощаемся среди навозной жижи.

ДЛ: А кто придумал снять видео на данном этапе вашей карьеры.

СХ: Нам всегда хотелось создать нечто подобное, и Род (Смолвуд) иногда намекал, что, дескать, неплохо бы… Мы ответили, что делать это видео нам будет в кайф, я порылся в видеотеке, где было полно разной рухляди, загрузился выше головы (указывает на полку с видеолентами), и создал как бы фундамент для грядущей работы. Чего я добивался – осветить наш творческий путь и записать несколько интервью. Фэнам должны понравится старые записи, которые я использовал, ведь они их увидят впервые, только песни опубликовались раньше - The Number и The Trooper... с видео Live After... А «невиданное» в моем понимании – это Charlotte The Harlot и Total Eclipse, которые были записаны в Rusking Arms. Это все отличный набор.

ДЛ: А какая была самая ранняя запись?

СХ: О, есть у меня видеокассета, которая переносит нас в 76, нет, не к самому первому выступлению, а к тем дням, когда мы играли в местах на подобие "Bridge House". Есть здесь и версия Purgatory, правда тогда она аранжировалась иначе и называлась Floating. Я очень бережно храню ленту с записью моей первой группы. Выступление группы Gypsis Kiss в Cart & Horses. На кассете можно найти песню Endless Pi, которая позднее стала Innoncent Exile. Обычная кассета, но я никогда с ней расстанусь!

ДЛ: А ты знаешь, что сегодня для людей очень важна ваша первая кассета? Я знаю, что защита на вашем прошлом туре была очень надежной, полностью исключалась пиратская запись.

СХ: Пираты были там, если бы я их увидел, то плюнул бы им в рожи. На самом деле я собираю бутлеги различных групп. Если ты истинный фэн, к примеру, ты хочешь иметь то, чего у других нет, и пиратство способствует этому. Но ведь это смешно, когда, заплатив 13 или 12 фунтов, ты взамен получаешь огромную кучу дерьма. Мы оба адекватные, и когда все в порядке, я вряд ли себя признаю себя безмозглым. Что я действительно не люблю – этой выходить из-под контроля.

ДЛ: Ты упомянул о первом видео, и мне пришел на ум Пол ДиАнно, на записи, которая сделана в Ruskin Arms, он есть в составе. Вы хоть изредка встречаетесь?

СХ: Да, я встречался с ним два месяца назад, мы стараемся поддерживать отношения, недавно он прислал мне последний альбом Battlezone. На прошлой неделе, у нас на вечеринке был Клайв (Берр). На самом деле, я лишь с немногими контачу до сих пор, например, это наш бывший барабанщик Дуг Сэмпсон, Рон Ребелл и гитарист Дэйв Салливан тоже.

ДЛ: А что насчет гитариста Дэнниса Стрэттона, который переметнулся в Lion Heart?

СХ: Да, это смешно. Мы не общаемся, хотя я слышал, что он играет со своей командой, хотя играл он всегда погано. Но у меня нет к нему враждебности.

ДЛ: Люди удивятся существованию видеопроб типа Charlotte The Harlot?

СХ: Я сам узнал об этом практически час назад, было интересно смотреть, и звук нормальный, а съемка-то производилась в домашних условиях, нам тогда помогал Дэннис. Я надеюсь, что у меня появиться экземпляр этой вещи, а если этого не произойдет, я очень многое потеряю.

ДЛ: Давай поговорим об интервью с некоторыми ключевыми фигурами, например Нил Кей…

СХ: Да, Нил в домашних условиях смог сделать ленту с вещами, записанными нами в Кембридже в Spaceward Studio. Мы отослали их ему, чтобы он все закончил. Он пашет как зверь!

ДЛ: Видео содержит съемки в Marquee в вашей раздевалке. Ты что-нибудь помнишь о том времени?

СХ: Да, тогда я нахлебался выше крыши. Это выступление устроил мой брат, у которого были связи в Marquee. Мой брат знал Джека Варни, и тот старался пропихнуть нас туда, но путь в это заведение был закрыт даже с демо записью. А с появлением Рода Смоллвуда все получилось – мы выступили.

ДЛ: Ты хоть иногда вспоминаешь то время, когда с вами был Рон (Мэтьюз)?

СХ: Да, мы разговаривали по телефону. Как-то раз, он выдохся на сцене пошлым образом, после этого мы пошли в паб и больше не играли. Мне никогда не удавалось угадать, что же он в следующий раз выкинет. Приходил в себя он только в кабаке Winsdor Castle. Еще раз он облажался тогда, когда Пола арестовали, и мы играли инструментал, не дотянув последние три минуты. Выглядело все очень нелепо.

ДЛ: В то время, когда вы работали в Marquee. Это был фурор. Ты можешь оправдать все происходящее?

СХ: Интересный вопрос. Да, мне кажется все, что мы делали тогда, нельзя порицать. Вот и все что я по этому поводу могу сказать. Тогда у нас были мощные, не без агрессивности песни, мы хотели делать все самым лучшим образом. ДА, это было здорово, но мне кажется, что все так до сих пор и осталось, просто нам удалось подняться на следующую ступень. В то время на сцене царило волшебство, и зрители полностью погружались в него. Я не могу утверждать, что его нет сейчас, но разница ощущается, т.к. время взяло свое.

ДЛ: Знаете, что в одном из ранних ваших шоу в Marquee мне понравилось – я постоянно следил за Дейвом, и гадал, сколько же он у вас продержится. Он ни на минуту не переставал улыбаться…

СХ: Ага, тогда-то мы и решили урезать наше турне. Когда после нескольких бессонных ночей перед собой видишь десятки задранных носов – не самое большое вознаграждение.

ДЛ: В видео мы можем увидеть промо с Running Free и Women In Uniform, с нею группа появилась на Top Of The Pops. В то время это казалось таким событием. ДиАнно ушел из-за музыкальных расхождений – это его слова. Он считал себя неповторимым и уникальным. Вы бы его уволили – если бы он сам не ушел?

СХ: Дела шли хорошо – мы не хотели, чтобы Пол уходил. Но та планка, которую он сам поднял, оказалась слишком высока для него. Он сомневался и не мог разобраться в себе, и ушел, чтобы не выглядеть полной свиньей. У него постоянно возникали проблемы, на самом деле, они его и никогда не покидали, даже по ночам. И у нас начался довольно трудный период. В итоге группа могла оказаться в пропасти, выбраться из которой было бы проблематично. Но я еще раз хочу сказать, что мы от Пола не отворачивались. Ему нельзя предъявить какие-либо претензии, я думаю, что он сам стал понимать, что он остановился в развитии. Если же у него и был талант, то растратил он его дочиста. Пол был отличным фронтменом, можно сказать, что это мы его вырастили, и когда он ушел, нам было грустно. Позже к нам присоединился Брюс, с его невероятным энтузиазмом. Это было то, что надо, тогда мы уже успели понабраться вульгарности и энтузиазма. Последовавшее вскоре турне было изумительным, мы все безумно хотели выходить и играть.

ДЛ: Насчет тех пяти вещей, которые были записаны во время выступления в Hammersmith Odeon. Почему никогда прежде не выпускалась видеозапись этих песен, если таковая существует?

СХ: Мы записали их как оригинал и люди, которые снимали нас на пленку, хотели прийти на следующие шоу перед Hammersmith, а позже завершить дома работу. Но они это не сделали, и мы были вынуждены отложить проект, ведь программа не тянула на полноценную вещь, а доработать ее было нечем. Однако в этом фильме данные пять песен преподносятся как архивные, и мне кажется, зрителям понравится как основная часть всего фильма, так и это. У нас были споры с EMI насчет этого.

ДЛ: Брюс, в последнем своем интервью ты говорил, что у тебя нет одежды из черной кожи подобной той, что носил Пол, но в Hammersmit, но ты выступал черном кожаном жилете и красной рубашке…

Брюс Дикинсон: Правда? Тогда я имел в виду, что не одеваюсь также как Пол. Все те вещи я приобрел в магазине на Кингз Роуд. Та одежда, которая была на мне во время исполнения Run To he Hills, напоминала мне о Робин Гуде, поэтому я ее и купил. Но позже Род одел всех нас одинаково: голубые джинсы, кожаные куртки, белые рубашки и тапки. Он сказал, что мы похожи на головорезов, когда я однажды зашел к нему в офис. Мы оделись в его наряды, отыграли турне Piece of Mind, и больше никогда в эту херню не одевались.

ДЛ: Группа оказалась на детском утреннике после 82 года. Что вдруг так?

СХ: Да, тогда мы хорошо позабавились (улыбается). Хорошее было выступление, вспоминается с ностальгией. Мы пытались делать вещи подобные Swap Shop, но уже так здорово не получалось.

ДЛ: А скажите честно, как вам Салли Джеймс в сапогах до бедер?

СХ: Да как-то так… Она конечно очень привлекательна, но это не та женщина, о которой я мечтал. Так же с Кэйт Буш, сестрами Уилсон, и еще кто-то, однако Салли была тогда очень даже хороша.

ДЛ: В прессе, наряду с вами, было интервью с Мартином Берчем, Дереком Риггзом и Дейвом Лайтсом. Важны ли они для вас и вашей карьеры, например Дерек?

СХ: Конечно, очень важны, а по поводу Дерека – его рисунки замечательны. И кто сможет сказать, что Эдди не такой же артист, как и мы?

ДЛ: Поговорим о последнем выступлении на мирового турне в 83 году в Дормундском Вестфаллен Хилле. Этот концерт снимало Германское телевидение, но две песни, которые представлены здесь, они не обнародовали: 22 Acacia Avenue и Iron Maiden…м

СХ: Это было изумительное шоу. А особенно такие вещи как 22 Acacia Avenue… Это сразу видно по реакции зала. Волшебное шоу, оно навсегда останется одним из самых лучших наших выступлений.

БД: Тогда мы обставили в футбол Def Leppard! А в списке мы шли перед Judas Priest, эту афишу я до сих пор храню дома. Изумительное выступление! Однако телекомпания значительно урезала нас в эфире, ведь они посчитали те самые песни слишком жестокими. Это и так довольно большой шаг для страны, которая развязала Вторую Мировую. Но мне все равно нравятся немцы, за одного из них вышла замуж моя сестра, так что теперь у меня есть бронь в тамошних отелях, чтобы иногда поразвлечься.

ДЛ: В этом фильме одна из самых интересных вещей – польская свадьба. Что это была за история?

СХ: Это было круто! В баре мы так сильно напились, что даже Род стал танцевать. А позже мы захотели отлить, что мы и сделали. Внезапно появился тамада и всех нас пригласил внутрь. А мы и понятия не имели, что там идет свадьба! Играла там какая-то группа, так мы с ними поджемовали несколько номеров.

ДЛ: Давайте посмотрим несколько фрагментов с Токийского концерта в Будокане, во время последнего тура. Вас окружили японские журналисты, а один из них даже осмелился спросить у Брюса, что он больше предпочитает – фехтование или пение. Кроме этого Германское телевидение зафиксировало ваше дурачество, когда Нико и Брюс нацепили на себя гитары, а вокалистом стал Стив. На это безумное действие с недоумением смотрели техники…

СХ: Это выходило из нас наружу – мы ничего с собой поделать не могли. Эту сцену мы репетировали на полном серьезе и предполагали, что будет довольно смешно, а получилось все очень скучно.

БД: Некоторые люди с постными лицами стояли и смотрели, и когда мы заиграли, на нас обрушился поток матерных слов с их стороны. Тогда дело практически дошло до драки, Эдриана особенно трудно было успокоить, он вздумал, что мы подмочим репутацию, если не разберемся с этими людьми. В итоге, мы послали их подальше и на этом разошлись.

ДЛ: Данный фильм заканчивается песней The Trooper с Лонг-Бич шоу. Тогда вы уже себя считали знаменитостями?

БД: Да, турне Powerslave было тем временем, когда я думал о себе, как о профессиональном певце, мне казалось: «Эх, сейчас как выйду – всем покажу!!». Мы были еще зелеными на Piece Of Mind, а Powerslave (мы впервые выступали хедлайнерами) мы были очень самонадеянными.

ДМ: Правда, в Египте нас холодновато приняли. Все было хорошо, просто мы вышли на сцену задолго до начала выступления.

ДЛ: Вы когда-нибудь задумывались о том дне, когда вы сможете выступать весь концерт самостоятельно, отказавшись от разогревающего коллектива?

БД: Здорово было бы, если бы наши бухгалтера полюбили нас настолько. Но если цену на билет сократить вдвое, то народ повернется и скажет: «Э, что это за монстры-копьеметатели!»… Я настроюсь хорошенько перед следующим турне, чтобы потом не чувствовать себя как под холодным дождем. Мы все учимся «Somewhere In Time» настолько далеко, насколько это возможно!