Вопросы фанатов Стиву Харрису, 1996 год

У продержавшегося в группе только в период записи двух альбомов Пола Ди Анно была чрезмерно бурная жизнь. Неужели нельзя было предусмотреть еще до того, как началась запись Soundhouse Tapes, что с ним могут возникнуть проблемы? Почему же никто не мог вовремя «выбить дурь» из его башки?

Говорить легче, чем делать. Еще до подписания контракта с ЕМІ мы знали о наклонностях Пола и о том, что его недисциплинированность может повлечь за собой ряд проблем. Этим была обеспокоена вся группа и ее новый менеджер Род Смоллвуд, спросивший у меня, есть ли в группе музыканты, от которых можно ожидать проблем с дисциплиной. Я откровенно сказал, что Пол, этот свой в доску, крутой парень, может в любое время вызвать подобные проблемы. Хотя я и сомневался, ведь все надеялись, что невероятный успех Мэйден заставит Пола сконцентрироваться на творчестве, серьезней относится к работе, прогрессировать. Но этого не случилось, к сожалению.

Пол по-настоящему талантлив. Но, очевидно, он относится к тем творческим личностям, у которых успех вызывает головокружение, и тогда у них возникают проблемы. Работа дико напряженная: турне – запись альбома, опять турне – запись альбома, интервью, – колесо шоу-бизнеса начало вертеться с неимоверной скоростью. Всей группе приходилось трудиться в жесточайшем режиме. Не все выдерживают такой ритм жизни. Одни готовы выложиться до конца ради получения нужного результата, а другие не могут этого сделать. Перед Iron Maiden встал вопрос о необходимости смены вокалиста, хотя время было очень неподходящее – группа начала триумфально шествовать по миру, завоевывая все большую популярность. Так что исключение Пола из коллектива явилось серьезным ударом, но другого выхода не было. Оставить его в группе означало бы подвергнуть Iron Maiden угрозе распада.

Ты один из немногих в мире хэви-метала, не принимающих наркотики. Как ты чувствуешь себя в связи с этим? Ощущаешь ли давление со стороны членов этого темного общества?

Не уверен, что я единственный музыкант хэви-метала, который не принимает наркотики. Хотя таких мало, они все же есть. Не собираюсь читать проповедь об их вреде или рассказывать о пользе чего-либо другого. Это просто мой выбор. Я никогда не увлекался наркотиками, очевидно, благодаря занятиям спортом.

Я всегда отдавал предпочтение настоящему адреналину, мне всегда нравилось контролировать любую ситуацию, и я терпеть не могу, когда она выходит из-под контроля. Очень часто срабатывает стереотип: музыкант играет металл и у него длинные волосы, значит он – наркоман или скоро станет им. Поэтому люди, не знающие моей позиции, порой предлагают мне наркоту. Но большинство знакомых осведомлены о моих предпочтениях. И если от кого-то поступает предложение принять эту гадость, я просто отказываюсь, а этот человек чувствует себя неловко. Кто знает, может они больше заботятся о своей репутации, или же это как в случае, когда предлагают сигарету. Если на предложение закурить ты отвечаешь, что не куришь, твой собеседник, заметив: «Правильно делаешь», все равно смущается.

После выхода 7th Son of a 7th Son твои тексты стали более серьезными и мрачными. Собираешься ли ты продолжить эту тенденцию и в дальнейшем?

Меня несколько удивляет этот вопрос. Я хотел бы прояснить ситуацию. Дело в том, что когда я сочиняю песни, я не оглядываюсь на уже созданное в прошлом, а наоборот, стараюсь смотреть в будущее. И главная задача здесь состоит в том, чтобы не допустить повторения. Поэтому автор не всегда может заметить, что произошли изменения, пока кто-то не задаст об этом вопрос. Для некоторых творческих личностей эти изменения проходят плавно, а для других – более резко, в форме внезапного скачка. В моем творчестве подобное происходит как бы само собой, спонтанно.

Толчком к написанию песни может послужить понравившийся фильм или важное историческое событие. Особенно часто неплохие темы для новых песен возникают под влиянием событий, происходящих в социальной сфере, оказывающих прямое воздействие на всех членов группы. Но этот процесс возникает подсознательно, а не оттого, что вдруг решил написать нечто непохожее на то, что уже было написано ранее. Мы стремимся создавать все самое лучшее в меру своих сил и способностей, поэтому нельзя утверждать, что в будущем мы откажемся от идеи создавать стихи на какую-либо тему.

А как насчет совместной работы Iron Maiden с симфоническим оркестром, например, или с хором, а может быть даже с театральным коллективом? С целью усиления эффекта от музыки и всего шоу.

Я с удовольствием поработал бы с симфоническим оркестром, но по-другому, не так, как это было сделано группой Deep Purple (Стив имеет в виду концерт, записанный в 1970 году). Мне очень нравится альбомов использование струнных инструментов в записи альбомов. Просматривая старый материал, я замечаю, что некоторые песни могли бы значительно выиграть в оркестровой аранжировке, но сделать это довольно сложно. Мне очень нравится классическая музыка. А одной из моих самых любимых групп является Jethro Tull, записавшая свои песни в сотрудничестве с Лондонским симфоническим оркестром. Получился отличный альбом. Мне он особенно нравится, потому что содержит все любимые мною песни, получившие классическое звучание. Этот же метод вполне подходит и для некоторых песен Maiden. Не для "Wrathchild", это было бы лишним. Но для "7th Son of a 7th Son" или "Sign of the Cross" – вполне.

Как ты относишься к трибьют-альбомам Iron Maiden, появившихся недавно, в больших количествах?

Я считаю, что это хороший комплимент для нашей группы. Если другие прикладывают усилия, исполняют песни Мэйден и записывают их, что совсем непросто, это довольно приятный факт. А если музыканты еще и делали это с удовольствием, так это прекрасно!

Записывая свой альбом, я испытал огромные трудности. Как этот процесс проходит у тебя?

Отличный вопрос. Запись последнего альбома также была довольно трудной, слишком утомительной, затянутой. Несмотря на то, что студия звукозаписи находится в моем доме, признаюсь, я не очень люблю бывать в ней слишком длительное время. Безусловно, студийная работа наполнена интересными и волнующими моментами. Правда, порой становится ужасно скучно из-за необходимости находиться в студии очень долго. Но поскольку музыканты всегда стараются провести запись на максимально высоком уровне, приходится терпеть и мириться со всеми неудобствами. После этого можно понять чувства музыкантов, которые трудились с полной отдачей на записи, проводя огромное количество часов за работой, а потом какой-нибудь журналист напишет отзыв о твоем альбоме, состоящий из одного предложения. Сдержаться бывает трудно.

Как происходит творческий процесс при создании песни? Что возникает вначале: текст или музыка?

Чаще всего я пишу сначала музыку, создаю мелодию будущей песни. Затем создается текст, который должен следовать мелодии. Это порой накладывает определенные ограничения, чтобы текст соответствовал созданной мелодии, приходится искать синонимы для отдельных слов или даже менять ту или иную фразу. Так что создание текста под готовую мелодию – очень сложный процесс, ведь порой нужно поменять ключевые слова, причем эта замена не должна изменять основной смысл фразы или самой песни. Хотя порой случается так, что вдруг рождаются слова, из которых возникает текст будущей песни, а затем звучит музыка, которая накладывается на него, но все-таки это бывает реже. У музыкантов группы процесс написания песен происходит приблизительно так же.

Когда заканчивается тур, что делают с декорациями?

Все декорации группа старается сохранить. Какие-то из них хранятся у меня в доме, понятно, что все там не поместятся. Большая часть декораций находится на складе группы. Есть идея организовать конкурс, в котором они будут разыгрываться. А есть такие огромные декорации, что я совершенно не знаю, как можно найти им применение. Я слышал о тех, кто затащил на крышу дома Эдди… Не так легко пристроить все это добро, но все же значительная его часть хранится хорошо. Возможно, в нашем последнем туре оно найдет применение. Но до этого еще далеко. Что в поведении фэнов вызывает у тебя наибольшее беспокойство?

Мне кажется, что беспокойство может вызывать только та ситуация, когда они не станут приходить на наши концерты. Я не отношусь к тем знаменитостям, которых раздражает просьба поклонников об автографе. Хотя мне и не нравится, когда это делают в неподходящем месте и в неподходящее время. Например, когда я сижу в ресторане и ем, и тут начинают подходить фанаты со своими просьбами. Случается еще и худший вариант: они могут выследить, в каком отеле я живу, и рано утром звонят, чтобы выразить мне свое восхищение.

Понятно, что нелицензионные записи противозаконны. Но как бы ты отреагировал, повстречав поклонника Iron Maiden, собравшего солидную коллекцию музыки вашей группы?

Я попросил бы продемонстрировать свою фонотеку, может даже захотел бы приобрести некоторые вещи. Честно говоря, я и сам собираю такие записи, зачастую получаю их в подарок от фэнов. Понимаю, что не надо бы об это говорить, но я имею коллекцию бутлегов других групп. Думаю, нет ничего плохого в том, что меломан стремится собрать все, что касается его любимой группы. Причем он понимает, что записи бутлегов могут быть низкокачественные, поэтому воспринимает их как коллекционный материал. Так что нужно спокойно относиться к этому вопросу.